Франклин Мерелл-Вольф

ФИЛОСОФИЯ ВНЕОБЪЕКТНОГО СОЗНАНИЯ

Перевод с английского - Л.Иванов

Санкт-Петербург

2000 г.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Франклин Меррелл-Вольф - автор известной книги «Пути в Иные Измерения», где он с величайшей искренностью и мастерством изложил собственный опыт Озарения. Сила его слова столь велика, что знакомство со всем, написанным им, имеет чрезвычайную ценность для любого Искателя, особенно если он выбрал Знание в качестве основного символа, отвечающего природе его Цели.

На высоте своего Достижения Франклин Меррелл-Вольф обнаружил новые возможности для облегчения продвижения по Пути для Искателей, воспитанных в традициях западного научного мышления.

Здесь приведены, по необходимости, только основные разделы его второй книги. В связи с этим, нумерация глав и компоновка материала отличается от оригинальной. Можно посоветовать читателю знакомиться с книгой в таком порядке: Глава 1, Глава 3, Глава 2. Это связано с тем, что текст афоризмов без комментариев будет иметь ценность только при последующей с ними работе. При первом же знакомстве лучше начинать с комментированных текстов.

Ленинград, 1984 г.

Переводчик-Составитель

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГлаваI.

Глава 2.

Глава 3.

ПРЕДИСЛОВИЕ

УРОВНИ МЫСЛИ

АФОРИЗМЫ ВНЕОБЪЕКТНОГО СОЗНАНИЯ

КОММЕНТАРИИ К АФОРИЗМАМ ВНЕОБЪЕКТНОГО СОЗНАНИЯ

Афоризм 5

Афоризм 10

Афоризм 15

Афоризм 20

Афоризм 25

Афоризм 30

Афоризм 35

Афоризм 40

Афоризм 45

Афоризм 50

Афоризм 55

 

 

Глава I

 

 

УРОВНИ МЫСЛИ

 

В полуэзотерических психологиях буддизма, веданты и теософии принято деление Разума на две части или грани. В то время как утверждается, что сущность ума - единство, тем не менее, в процессе проявления Разум становится похожим на двустороннее зеркало. Одна грань ориентирована на объективный мир, другая на субъект. Поскольку функции Разума в значительной мере напоминают зеркало, он принимает внешность или вид того, что отражает, и поэтому его собственная сущность скрывается, делается незаметной.

Объективно ориентированная сторона отражает мир и окрашена познавательными и эмоциональными свойствами личного человека.

Сторона, обращенная внутрь, подобно тому, что она отражает, отмечена непредвзятым бесцветным бесстрастием. Из-за этого сознание человека, в некотором смысле, лишено возможности пересечь то, что можно было бы назвать бесчувственным заливом бессознательного. Нельзя сказать, чтобы конкретный человек, даже лишенный разума, не имеет никакой связи со своими корнями, но эта связь у него неосознана в точном смысле этого слова.

Но поскольку обе грани имеют одну и ту же природу, то между ними есть врожденное сходство. Благодаря единой природе двойного отражающего Разума, в принципе, имеется возможность для личного человека интегрировать свое сознание и познать свои корни. Таким образом, имеется Путь, двигаясь по которому, человек может познать трансцендентное.

* * *

Совсем не трудно увидеть в трансцендентном и органическом мышлении наиболее очищенные формы высшей и низшей граней Разума. Использование концептуального или афористического мышления, занимающего промежуточное положение, основывается именно на этом.

Неверно полагать, что концептуальная мысль является исключительно порождением органической разновидности мышления - чего-то, что развивается единственно, чтобы помочь в адаптации живого организма к окружающей среде, по мере того, как она становится сложнее. Она имеет возможность различения того, что никогда не могло бы развиться в пределах органической жизни. В ее лучших проявлениях она более, чем отблеск беспристрастного инобытия трансцендентального мышления. В ней имеется нечто и от трансцендентного и от органического, иногда больше одного, иногда другого.

Именно в этой области мысли Запад обогнал Восток. Именно здесь в особенности проявляется сила Запада. Возможная роль такого рода мышления в процессе преображения недооценивалась на Востоке. Мы же здесь встречаем новые возможности.

Афористическое мышление - дитя трансцендентного и концептуального. Это высшая форма словесного мышления. Тот, кто может понять, достигает этого не только своей концептуальной мощью. Он должен подключить понимание, приходящее из его сокровенных глубин.

В глубине же чувствование и мышление вырастают из одного корня. Этот корень, непроявленный для нас в его полноте, имеет

характер, который кажется относительному сознанию лишенным как чувственной, так и понятийной формы. Но если реализация достигнута, то оказывается, что он полностью удовлетворяет и чувствованию и пониманию. Стремление сознания к непостижимой полноте тогда утолено. При этом мышление и чувствование теряют присущие им различия.

Афоризмы Внеобъектного Сознания содержат проекции с уровня предельной абстракции и универсальности, благодаря чему немыслимое становится в некоторой мере мыслимым. Но мы все же не оказываемся в присутствии Истины, а только овладеваем символом Истины.

Чтобы перейти от символа к тому, что он символизирует, требуется большее, чем предельно обостренное понимание. Здесь чувствование должно сплавиться с пониманием, с мышлением. Таким образом, человек должен научиться чувствовать свое мышление, быть погруженным в него. Недостаточно только ясности мысли, если мыслитель остается в стороне. Необходимо отдать всего себя своим мыслям. Человек достигает отдавая себя Истине. На окончательной ступени совершенства он более не обладает собственным мнением или предпочтениями. Истина владеет им, а не он Истиной.

Тот, кто хотел бы стать единым в Вечностью, вначале должен научиться скромности. Он должен отдать на жертвенный огонь гордость знающего. Он не должен заявлять прав на единоличное владение знанием или мудростью. Это состояние мистического неведения - опустошение сердца. Тот, кто стал таким образом единым с Вечностью, стал ничем, готов к тому, чтобы Мудрость овладела им. Предельное самоочищение является предварительным условием реализации Полноты. «Знание о» превращается в Знание как Реальность. Чтобы узнать, ЧТО символизирует афоризм, необходимо овладеть ЭТИМ и, тогда, стать единым с ЭТИМ. Все остальные формы познания лежат ниже.

Перспектива мистической смерти витает перед ищущим как ужасающий призрак. Но тот, у кого отважное сердце, бросит вызов кажущемуся окончательному растворению, и, вступая в страшное и ужасное Присутствие, обнаружит только абсолютную Славу. Страх превратится в восторг, когда он обретет себя.

Единственное, что будет потеряно, это долг и принуждение. Он не затеряется

в Вечности, но станет тем, что Вечность есть сама по себе. Все страхи Пути

• это только призраки, не имеющие никакой иной силы, чем та, которую ищущий сам проектирует на них. Но так как в сердце ищущего имеются темнота и страх, то устрашающие проявления, действительно, могут встретиться. Но они не имеют никакой собственной силы, и если их игнорировать, они беспомощны перед волей бесстрашного искателя.

Тот, кто выберет афоризмы в качестве гида на Пути, найдет в них силу развеять все призраки, будь то страх, или соблазн. Все угрожающие явления темноты развеются перед ним, по мере того, как он будет продвигаться по Пути. В конце, перед его пристальным взором замаячит дверь в Славу, и он не будет иметь никаких столкновений с ужасом

 

Глава 2

АФОРИЗМЫ ВНЕОБЪЕКТНОГО СОЗНАНИЯ

1. ...Внеобъектное сознание - есть.

2. ...До того, как объекты были, прежде всякого объектного бытия, Внеобъектное сознание - есть.

3. ...Хотя объекты кажутся существующими, Внеобъектное Сознание - есть.

4. ...Когда объекты исчезают, то еще остающееся во всем неощутимом, Внеобъектное Сознание - есть.

5. ...Помимо Внеобъектного Сознания ничего нет.

6. ...В лоне Внеобъектного Сознания лежит Сила сознавания, которая проектирует объекты.

7. ...Когда объекты проектируются и Сила Сознавания, как кажется, является субъектом, Внеобектное Сознание остается неизменным.

8. ...Когда родилось Сознание объектов, тут же появилось и Сознание отсутствия объектов.

9. ...Сознание объектов - это Вселенная.

10. ...Сознание отсутствия объектов - это Нирвана.

11. ...Во Внеобъектном Сознании лежат оба - и Вселенная, и Нирвана, более того, для Внеобъектного Сознания они - одно и то же.

12. ...Во Внеобъектном Сознании лежит зерно Времени.

13. ...Когда познается сознание Времени, тогда

рождается знание о Безвременьи и о Вечности.

14. ...Сознавать Время, значит сознавать Вселенную, Сознавать Вселенную значит сознавать Время.

15. ...Реализовать Безвременье - значит достичь Нирваны.

16. ...Но для Внеобъектного Сознания нет различия между Временем и Безвременьем.

17. ...Во Внеобъектном Сознании лежит зерно Мирового Пространства.

18. ...Когда сознание познает Мировое Пространство, тогда рождается знание о Великой Пустоте.

19. ...Сознавать Мировое Пространство - значит сознавать всю Объективную Вселенную.

20. ...Реализовать Сознание Великой Пустоты - значит проснуться к Сознанию Нирваны.

21. ...Но для Внеобъектного Сознания нет разницы между Мировым Пространством и Великой Пустотой.

22. ...Во Внеобъектном сознании лежит зерно Закона.

23. ...Когда рождается сознание объектов, тогда же активизируется Закон, как Сила, всегда ведущая к Равновесию.

24. ...Все объекты существуют во Внеобъектном Сознании как напряжения, стремящиеся превратиться в дополнение, свое собственное или других объектов.

25. ...Окончательным следствием превращения всех объектов в их дополнения является их взаимное погашение в рамках глобального Равновесия.

26. ...Сознание поля напряжений - и есть

Вселенная.

27. ...Сознание Равновесия - есть Нирвана.

28. ...Но для Внеобъектного Сознания не существует ни напряжений, ни Равновесия.

29. ...Состояние натяжения - это состояние Становления.

30. ...Становление - Бесконечное умирание.

31. ...Поэтому состояние сознания объектов - это состояние непрерывно возобновляемых обещаний, которые приводят к соприкосновению со Смертью в самый момент их осуществления.

32. ...Таким образом, пока Сознание приковано к объектам, агония рождений и смертей не прекращается.

33. ...В состоянии Равновесия, где рождения гасят смерть, достигается бессмертное Блаженство Нирваны.

34. ...Но Внеобъектное Сознание не является ни агонией, ни блаженством.

35. ...Из Великой Пустоты, которая есть Внеобъектное Сознание, творчески проектируется Вселенная.

36. ...Узнаваемая Вселенная - это сотворенное отрицание, которое всегда сопротивляется.

37. ...Акт творчества - Блаженство, сопротивление - нескончаемое страдание,

 

38. ...Бесконечное сопротивление - это Вселенная опыта, это агония распятия.

39. ...Непрерывное творчество - это Нирвана, это Блаженство превыше человеческих представлений.

40. ...Но Внеобъектное Сознание - это не творчество и не сопротивление.

41. ...Становление и распад существования - бесконечное действие.

42. ...Когда Становление взаимно погасится с распадом существования, тогда реализуется Покой.

43. ...Нескончаемое действие - это Вселенная.

44. ...Бесконечный Покой - это Нирвана.

45. ...Но Внеобъектное Сознание не является ни Действием, ни Покоем.

46. ...Когда Сознание сосредоточено на объектах, оно ограничено формами, наложенными Законом, Временем и Мировым пространством.

47. ...Когда Сознание отделяется от объектов, тогда достигается Освобождение от форм Закона, Времени и Мирового Пространства.

48. ...Сосредоточение на объектах - это сознание, заключенное внутри Вселенной.

49. ...Освобождение от такого сосредоточения - это состояние беспредельной Свободы Нирваны.

50. ...Но Внеобъектное Сознание не является ни границей, ни свободой.

51. ...Внеобъектное Сознание может быть символизировано пространством, которое не затрагивается ни присутствием, ни отсутствием объектов, для которого нет ни времени, ни Безвременья, ни Мирового Пространства, ни Пpocтpaнcтвенной Пустоты, ни Натяжения, ни Равновесия, ни Страдания, ни Творчества, ни Агонии, ни Блаженства, ни действия, ни Покоя, ни Ограничений, ни Свободы.

52. ...Так Великое Пространство не может быть идентифицировано со Вселенной, также как и с каким-либо Я.

53. ...Beликое Пространство не является Богом, но охватывает всех Богов, также как и все меньшие создания.

54. ...Великое Пространство, или Внеобъектное Сознание - Единственная Реальность, от которой все объекты и все сознания зависят и получают свое существование.

55. ...Великое Пространство охватывает оба - и Путь Вселенной, и Путь Нирваны.

56. ...Вне Великого Пространства нет ничего иного.

ОМ ТАТ САТ

 

 

Глава 3

КОММЕНТАРИИ К АФОРИЗМАМ ВНЕОБЪЕКТНОГО СОЗНАНИЯ

 

1. ...Внеобъектное Сознание - есть.

Фундаментальный принцип, лежащий в основе всех Афоризмов, - то, что Сознание является настоявшей и самосуществующей Реальностью. Это Сознание одновременно и Субстанция и Жизнь, так что Первичный Принцип можно было бы сформулировать и в терминах Субстанции или Жизни. Сознание выбрано по той причине, что мы все имеем самую тесную связь именно с ним. Ни Сознание, ни Субстанция, ни Жизнь не являются отдельными реальностями они только стороны одной единой Реальности. На первичное Сознание не следует смотреть как на сознание некоего трансцендентного существа, которое сознает свое содержание. В этом лежит основная трудность в понимании символа Внеобъектного Сознания. Мы все свыклись с мыслью, что сознание это нечто производное - качество, порожденное чем-то еще, или каким-то соотношением. Понимание Афоризмов связано с преодолением этой точки зрения.

Пусть теперь Сознание будет первичным, а субъект и объект станут вторичными.

Великая Пустота Сознания - вот что естественно и первично для всех видов производного сознания, зависящего от субъектно-объектных связей. Все выглядит так, как будто бы Сознание - ничто, и одновременно Оно - все во всем.

Это Абсолютное Сознание с относительной точки зрения неотличимо от бессознательности. Большинство философий за основу принимают относительное сознание. Тогда Сознание представляется им НЕ-сознанием, будь то психическим, или материальным.

Вопрос первостепенной важности: “Как познать это Первичное Сознание? “

Ответ: “Через Признание, превосходящее состояние Нирваны.”

Трудность проверки афоризмов лежит именно в этом. Однако, частичная верификация возможна и без этого. Достаточно как будто принять их за истинные символы Реальности, и отмечать, к каким последствиям в жизни это приведет. Если исследователь убедится, что они привели его к упрощению проблем, привнесли большую гармонию в личность и в отношения с не-я, тогда он убедится, что такая ориентация обогащает жизнь и, таким образом, имеет прагматическую ценность.

Здесь утверждается, что Признание лежит в пределах человеческих возможностей. Понимание афоризмов долнжо принести удовлетворение через непосредственное знание. Осуществление этого связано с включением в действие некоего латентного органа (по крайней мере так проще всего продставить происходящее).

Существует ли такой внутренний орган, Самадхиндрия, как он именуется на санскрите? Его существование нельзя доказать строго логически, но нельзя и опровергнуть. Единственное доказательство заключается в том, чтобы самому испытать эффекты, связанные с активностью этого органа.

 

2. ...До того, как объекты были, прежде всякого объектного бытия, Внеобъектное сознание - есть.

Этот афоризм подчеркивает первичность Сознания. Но это первичность не в смысле времени, как причина предшествует следствию. Первичное Сознание не в большей мере причина объектов (во временном смысле), чем пространство является причиной звездных систем. Нo без пространства никакие звездные системы были бы невозможны. Аналогично , никакие объекты были бы невозможны без поддержки Сознания. Поэтому Внеобъектное Сознание - есть, но не в смысле существования в настоящем, которое не более, чем точка в потоке, несущемся из будущего в прошлое, но в смысле Вечного Сейчас. Это существование - отрицание времени. Внеобъектное Сознание не является причиной, определяющей какую-либо частность, но Оно является Беспричинной Причиной, благодаря которой все частности существуют.

Понятие “Объект” следует понимать в более общем смысле, как любую модификацию Сознания. Это не только объект, который можно видеть, или о котором можно думать, но и любое ощутимое состояние сознания.

Невозможно указать первый объект, который был бы причиной всех остальных. Поток объектов, цепь событий тянется из неопределенного прошлого в неопределенное будущее. В этом потоке нет никакой субстанции, поэтому эоны эонов в точности то же самое, что и малейший интервал времени. Аналогия из математики: ограниченный отрезок тaк же богат точками, как как и бесконечная прямая. Драма времени разыгрывается в Море Сознания , и тем не менее, все обстоит так, как будто ничего не происходит.

 

3. ...Хотя объекты кажутся существующими, Внеобъектное Сознание - есть.

Этот афоризм относится к ситуации, когда объекты в каком-то смысле предъявлены сознанию сейчас, тогда как предыдущий афоризм рассматривал объекты безотносительно их наличия. Все существование, которое объект может иметь - это существование «сейчас». Хотя мы можем различать многие виды этого «сейчас». Таковы - существование в памяти, существование как непосредственная данность и существование в воображаемом будущем. Эти фазы ощутимо различаются, но все они определяются только через чувство “сейчас”, присущее самому сознанию.

В первой части афоризма главным словом является «кажется». Ни от какого объекта не требуется большего, чем только «казаться» для того, чтобы существовать для сознании. Существование, рассматриваемое как-либо иначе, чем существование для сознания, бессмыслица. Понятно, что целевой интерес приводит к выделению некоторых объектов, и они становятся более важными, тогда как остальные оста.тся в большей или меньшей степени безразличными . Отношение к цели, таким образом, определяет степень реальности или нереальности объекта. Оценка реальности может круто измениться при изменении цели. Так, для некоторых целей сны могут оказаться более реальными, чем объекты так называемого бодрственного сознания. Для целей же нашей научной культуры значим некоторый класс объектов бодрственного состояния. Поэтому мы склонны считать их реальными в безотносительном смысле. Наши психологи склонны относить все объекты других типов к фантазиям. Но все объекты на самом деле равны в том смысле, что они «кажутся» нашему сознанию. Единственной реальностью, не зависящей ни от какого комплекса целей, является само сознание. Это Сознание есть Реальность, которая объединяет все мыслящие существа от детей в младенческом возрасте и идиотов, на одном конце шкалы, до мудрейших и наиболее развитых интеллектов, на другом конце.

 

4. ...Когда объекты исчезают, то еще остающееся во всем неощутимом, Внеобъектное Сознание - есть.

Объекты исчезают, когда они более не представлены в сознании, ни в виде наличности, ни в памяти, ни в воображении. Факт исчезновения не искажается тем, что появляется другой объект. Таким образом, исчезновение рассматривается в принципе, будь то полное или частичное.

Внеобъектное Сознание является основным связующим принципом, стоящим за развитием или исчезновением всех состояний или объектов сознания. Таким образом, это единственный неизменяемый элемент, ассоциированный с любыми изменениями. На некоторой стадии изучения сознания появляется мысль, что неизменным элементом могла бы быть чистая Субъективность, или Я, но на этой стадии анализ не может уловить тонкого различия между чистой Субъективностью и Сознанием, как таковым.

(Примечание. Субъект, или Я, занимает положение, аналогичное параметру в уравнении кривой. Параметр мыслится как локальный инвариант, относящийся к данной линии, однако, он переменен, если рассматривать семейство линий. Окончательным инвариантом оказывается плоскость, или пространство, в котором лежат все кривые. По отношению к конкретному воплощению Я является параметром, но, по отношению ко всему множеству проявлений, Я - переменная. Выше всего этого и поддерживающим все это являетея само Чистое Сознание. В этом ключ к различению учения об Атмане и учения Будды об отсутствии Я. Эзотерическая наука признает, что учение Шанкары есть “ступень вниз” относительно буддизма, но поэтому оно легче воспринимается относительным сознанием, тогда как буддизм будучи более адекватным, невосприемлем oбычным человеческим сознанием без предварительной переориентации.)

Таким образом, если мы считаем наличие объектов только кажимостью, то и исчезновение их тоже кажимость. Первичная Реальность никак этим не затрагивается.

 

5. ...Помимо Внеобъектного Сознания ничего нет.

В широко распространенном натуралистическом мировоззрении, как в наивном, так и в критическом, глубоко укоренилось мнение, что объекты существуют независимо от сознания. С этой точки зрения объекты кажутся само-существующими вещами. Но эта гипотетическая концепция нелепа по той причине, что не допускает никакой проверки, ни путем экспериментирования, ни путем размышления. Ведь сознание присутствует при любой проверке. Если объект появляется или исчезает по отношению к некоторому уровню сознания, это означает, что он лишь пересек границу этого уровня. Его непрерывное существование для уровней сознания, находящихся за пределами первоначального, не только возможно в принципе, но и проверяемо .

Объекты дневного мира исчезают при засыпании. Сон порождает другую систему объектов, которые могут только частично согласовываться как с прошлым, так и с будущим дневным опытом.

Эти два широкоизвестные состояния сознания служат примером возможностей в переключении уровней сознания и указывают на возможность в переключении в гораздо более широком диапазоне.

Афоризм утверждает не только то, что нет никакой необходимости предполагать существование объектов независимо от сознания. Он идет дальше и категорически утверждает, что за пределами Внеобъектного Сознания нет ничего.

 

6. ... В лоне Внеобъектного Сознания лежит Сила сознавания, которая проектирует объекты.

Чистое Первичное Сознание можно рассматривать как оболочку субъективной силы сознавания, в отношении которой объекты и существуют. Субъективная Сила сознавания и содержание сознания находятся во взаимной зависимости. В наиболее частном случае, когда имеется сознание отсутствия объектов, это отсутствие и создает объем содержания, поскольку оно находится в полярном отношении к субъективной силе сознавания.

Внеобъектное Сознание не является лишь силой сознавания, но содержание и сала сознавания вместе. Силу сознавания можно считать первой модификацией того, что неизменно. Неизменное является ее глубинным корнем.

Обычно мы считаем силу сознавания пассивной, или воспринимающей стороной в процессе ощущения. Действительно, на эмпирическом уровне она функционирует, в некоторой мере в воспринимающем смысле. Но даже в повседневной творческой деятельности человек уже видит, что это не единственная функция. Живописец вначале творчески представляет нечто, затем проектирует это в объективную форму, и, наконец, получает назад в виде впечатления. Далее, полученное впечатление может привести к новому циклу творчества и к повторению процесса. Однако, во всем этом воспринимающая функция являетея только катализатором, который активизирует творческую проектирующую силу. Пассивно только впечатление от объекта, а не сила сознавания. Ясность здесь очень важна, так как именно в этом пункте начинается несчастная зависимость от объектов. Если индивиду его сила сознавания кажется пассивной в отношении восприятия объектов, он толкает себя в позицию подчинения объектам и тем создает самую суть своих оков. Мир объектов становится великой тюрьмой, вместо того, чтобы быть полем проявления игры творческой активности, помогающей развитию самосознания.

Проектирующая сила сознавания первична и предшествует опыту. Верно, что опыт влияет в свою очередь на эту силу, но это влияние скорее стимулирующее, чем исходное. Все причинно-следственные связи являются такими стимуляторами. В то время как стимулятор может выглядеть триггером, порождающим последующую творческую проекцию, он не является существенной причиной. Чисто творческая фаза проектирующей силы является основной причиной, из которой следует весь эффект. С этой точки зрения, в Мир объектов вливается энергия. Между двумя последовательными состояниями вселенной нельзя установить соотношения равенства, так как эти состояния могут заметно отличаться содержанием из-за вмешательства творческой проекции.

 

7. ... Когда объекты пректируются и Сила Сознавания, как кажется, является субъектом, Внеобъектное Сознание остается неизменным.

Спроецированные объекты становятся объектами опыта с тем, чтобы позднее стать окружающим ограничением. Ограничение - это постоянное раздражение и поэтому является базой вездесущего страдания, которое пронизывает весь мир объективного опыта. Конечный эффект этого раздражения - принуждение скрытой силы сознавания обрести сознание себя, эффект, который никогда не смог бы проявиться, если бы на свободную игру сознавания не были бы наложены ограничения. Из осознания сознания объектов вырастает возможность реализации субъективного принципа. Мы находим субстрат, на котором покоятся все объекты. Придавая объективный характер этому субстрату мы получаем понятие атомарного эго, по аналогии с миром объектов.

Эго, таким образом, есть совмещение атомарной природы объектов с чистой субъективностью. Но это атомарное эго - фальшивая конструкция и не является подлинной субъективностью. Это только еще один объект в Мире объектов, но оно - особенно мучающий объект, поскольку именно оно сильнее всего сковывает сознание.

Истинное Познание чистого Субъекта это нечто совсем иное, при этом Я никогда не становится объектом.

Афоризм утверждает, что никакое развитие сознания, будь то в объективном, или в субъективном контексте, не оказывает на Внеобъектное Сознание никакого влияния.

 

8. ...Когда родилось Сознание объектов, тут же появилось и Сознание отсутствия объектов.

Для того, чтобы было возможно исследовать вещи или объекты, применяют изоляцию их от того, что ими не является. Такое вычленение может доходить вплоть до исчезновения объекта исследования. Любое определение вводит два класса объектов: первый - те, что полностью удовлетворяют определению, второй - те, что выходят за его рамки.

Предельным исследуемым классом можно назвать множество всех возможных объектов. Тогда дополнительным к нему классом будет отсутствие каких-либо объектов в любом смысле. Такое проявление отсутствия объектов уже не есть познание еще какого-то объекта, но форма другого сознания, не связанного с объектами. Однако, можно получить некое отражение этого уровня сознания и тем самым появляется возможность исследования его природы, определяемой как дополнение по отношению к объектам.

Это порождает некий идеальный мир, который не является ни миром объектов, ни Нирваной, но частичной смесью обоих. (Аналогия из математики, где множества отрицательных, мнимых, бесконечномалых и бесконечных величин определяются как дополнения к более простым и понятным величинам.) Это представление может оказаться полезным как ступень к Освобождению.

Вид сознания, символизируемый системой дополнений или обратных объектов, обладает совершенно другим качеством, по сравнению с обычным относительным сознанием. За этим Символом стоит невыразимое Состояние, реализуемое на высших мистических уровнях или в Самадхи.

 

9. ... Сознание объектов - это Вселенная.

Афоризм может служить определением понятия «Вселенная». Это состояние сознания, при котором Я порождает объекты, которые позднее становятся к нему же в оппозицию, или в противоречие. В этом смысле Вселенная нечто большее, чем понятие «физическая Вселенная», сюда включаются и все объекты, имеющие только психическое, или промежуточное бытие (сновидения, галлюцинации, посмертные состояния, гипноз).

Западная наука занимается только миром объектов и субъектно-объектными связями. Этим и определяется ее ограниченность.

 

10. ...Сознание отсутствия объектов - это Нирвана.

Приходится вводить санскритский термин, так как в западной традиции нет подходящего понятия. Понимание «Нирваны” особенно ускользает от западных учеников. Объяснение просто: западный ум чрезвычайно поляризован в сторону объекта сознания. Дажe западные мистики редко достигали внутреннего проникновения, сравнимого с Состоянием Нирваны.

Этимологически «Нирвана» означает «угасание», что обычно интерпретируется как аннигиляция. Это, действительно, аннигиляция, но аннигиляция лишь некоторых фаз или способов познания, а не принципа сознания как такового. Тщательное исследование буддийского канона показывает, что Гаутама Будда никогда не понимал под Нирваной разрушение сознания вообще, но только сознания, действующего определенным образом.

В данном афоризме «Нирвана» означает состояние сознания, при котором Я не находится ни в каких отношениях с миром объектов, ни как противостоящее им, ни как порождающее их. Таким образом, в афоризме освещена только часть символа «Нирваны». Субъект здесь еще присутствует. Он еще не исчез. Частично такое состояние реализовывалось и у западных мистиков, когда они сообщали о чувстве тождества себя с содержанием своего сознания. Но это все же смешанное состояние, в котором наложены уровни Нирваны и сознания мира объектов. Но уже здесь понять объяснение или рассказ о пережитом может только другой мистик, испытавший сходное переживание.

Невыразимость переживаний мистика - это не следствие плохого владения языком. Дело в том, что все слова мистиков - только символы, указующие на Реальность.

Чистая Нирвана с точки зрения относительного сутьектно-объектного сознания покажется Пустотой, Темнотой и Молчанием. Но на своем собственном уровне это чрезвычайно богатое состояние сознания. Это невозможно объяснить, это должно быть испытано.

 

11. ...Во Внеобъектном Сознании лежат оба - и Вселенная, и Нирвана, более того, для Внеобъектного Сознания они - одно и то же.

Конечно, самым трудный для понимания является то, что может существовать уровень сознания, для которого столь полярные состояния, как Вселенная и Нирвана, совпадают. Но трудность не столь велика, если анализ покажет, что сознание, как таковое, не подвержено воздействию со стороны смешанных состояний, или со стороны форм. (Аналогия из математики: Вселенную и Нирвану можно символизировать числами, имеющими одинаковый модуль, но противоположные знаки. Если при некотором рассмотрении важен лишь модуль числа, т.е. расстояние его от нуля, то знак тем самим не важен.)

Так вот, существует области Реализации, при которой уровни Мира Объектов и Нирваны, несмотря на их кажущуюся несовместимость, являются переплетенными сосуществованиями, фазами более общей Реальности.

Внеобъектное Сознание - это не просто сознание отсутствия объектов. Это ТО, ЧТО нейтрально относительно присутствия или отсутствия объектов. (Аналогия из музыки: При исполнении мелодии периоды молчания не менее важны, чем звучание инструментов. Не будь этого молчания, музыка много потеряла бы из своего богатства. Отметим, что каждый период молчания не эквивалентен любому другому, все они различны. Всё зависит от мелодии. Их можно назвать нирваническим аспектом мелодии). Нирвана вцелом находится в аналогичном отношении ко Вселенной. Вселенная становится качественно богаче, если осознается присутствие Нирванического Аспекта. Нормальное знание о Вселенной превращается в свободный поток Знания, имеющего бесконечное богатство содержания. Но Внеобъектное Сознание нейтрально по отношению к обоим этим аспектам.

В более точном смысле, с уровня Внеобъектного Сознания объекты ни присутствуют, ни отсутствуют. Присутствие, или отсутствие - это явления, приуроченные к более низким уровням сознания. Близкой аналогией здесь может быть старое представление о пространстве как о вместилище вещей, которое не зависит от того, есть ли в нем содержимое, или нет.

 

12. ...Во Внеобъектном Сознании лежит зерно Времени.

Хотя сознание повседневного опыта связано и ограничено временем, Сознание, как таковое, выше времени. То, что это так, иллюстрируется хотя бы тем, что интеллект в состоянии изолировать и исследовать время как явление и разложить его на компоненты, например: настоящее, прошлое, будущее. Понятно, что было бы совершенно невозможно анализировать время, если бы инструмент анализа был ниже объекта анализа.

Время, таким образом, может быть определено как форма, посредством которой оперирует некий уровень сознания, но не то, что имеет внешнее существование за пределами всякого сознания вообще.

«Зерно Времени» может мыслиться как возможность времени. Время - внутренняя возможность во Внеобъектном Сознании. Нельзя думать, что Время могло как-то вдруг возникнуть, так как «вдруг» уже предполагает предыдущие мгновения. Для время-зависимых уровней время представляется безначальным и бесконечным. Трансцендентность времени кроется в глубинах сознания. Есть возможность проникнуть в такие глубины, чтобы обнаружить полное отсутствие разницы в том, что принято обозначать термином «мгновение времени» и «неисчислимые века времени». Тем не менее, на своем собственном уровне время длится и является упорядочивающей и объединяющей формой. В этом заключена величайшая тайна.

Течение времени делает возможным то, что всякое суждение начинает себе противоречить. Это настолько очевидно, что не требует доказательств. Но тот, кто достигнет Внеобъектного Сознания, найдет, что логический закон противоречия там более неприменим. Суждение сразу же является противоречащим себе, причем, без посредства времени.

Это еще большая тайна, чем тайна времени.

 

13. ...Когда познается сознание Времени, тогда рождается знание о Безвременьи и о Вечности.

Этот афоризм иллюстрирует еще раз принцип, описанный в восьмом пункте. Однако, изолировать время от того, что им не является, возможно лишь мысленно. Отсюда рождается чрезвычайно важная философская проблема:

как далеко можно продвигаться ло пути мыели, не теряя связи с действительностью.

Проблема совершенно та же, что и при рассмотрении онтологических доказательств реальности Высшего Существа. Эти аргументы основываются на предположении, что идея не могла бы существовать без соответствующей ей реальности. Исчерпывающая критика такого подхода продемонстрирована Кантом, что, однако, не снизило его психологической притягательности и по сиё время.

Реальность Бога как Предельной Ценности не является проблемой для нас. Предельная Ценность присутствует в душе самого человека и может быть реализована прямым познанием. Это тот Другой, что завершает, дололняет одинокую душу. Предельная Ценность это то, что является Присутствием в мистических переживаниях. Типичная ошибка мистиков, далеких от философии, заключается в том что они интерпретируют это Присутствие как нечто существующее вне, то есть, как объективную вещь. Один из наиболее ясно и отчетливо понимающих природу Бога мистиков это Мэйстер Экхарт. По Экхарту, Бог является другим для души, и оба они находятся в отношении взаимной зависимости. Таким образом, Бог не является безотносительным первичным принципом. Такой, по-настоящему первичный принцип, Экхарт называет Верховным Божеством и употребляет его в смысле, весьма близком буддийской Шуньяте.

Настоящий афоризм не использует понятие Высшего Существа, хотя он открывает возможность Существования, которое вполне может казаться божественным по отношению к обычному человеческому бытию. Но наша философия основывается на реальности Трансцендентного принципа, что аналогично в философском смысле онтологическому доказательству. Для полной ясности процитируем Канта:

«Наше представление об объекте может быть сколь угодно содержательным, тем не менее, мы должны оставаться вне этого представления, для того, чтобы было возможно наделить его существованием. Так происходит с любым чувственным объектом, когда он, в согласии с эмпирическими законами, входит

в контакт с чьими-либо органами чувств. Но нет способа доказать существование объектов чистого мышления, поскольку они уже всегда известны а’приори. Наше сознание всякого существования всецело связано с единством восприятии и совершенно невозможно объяснить существование вне поля

восприятий. Это было бы предположение, которое невозможно защищать.»

Если говорить просто, то для того, чтобы объект мысли мог считаться существующим, следует определить существование посредством какого-то другого вида сознания. В случае обычного опыта эту функцию выполняет ощущение, поэтому экспериментальное существование и определяется через ощущение и впечатление. В начале цитаты Кант допускает, что возможность внеэкспериментального существования не может быть опровергнута, далее же говорит, что нет способа защитить это предположение. Ясно, что пока мы имеем дело с областью физической науки, заключение Канта кажется совершенно верным. Но область сознания, принятая и понятая наукой, это только часть полных возможностей сознания. Здесь утверждается, что это предположение допускает прямую сверхлогическую и сверхэмпирическую проверку. Таким образом, подразумевается, что существует вид или путь познания, который, с одной стороны, не связан с контактом через чувства, а, с другой стороны, с оперированием понятиями. Этот способ сознания еще спит у большинства людей, но у некоторых просыпается к активности. Его можно назвать по-разному, но на Западе принято именовать «мистическим проникновением».

Введение этого термина как обозначения другого пути познания встречает трудности, поскольку мало у кого он активен. То, что мистическое проникновение является источником знания - главная тема настоящей работы.

 

Правильность ее можно и должно проверить методами как психологии, так и теории познания. Первое делается неоднократно в этой работе, во втором нуждается крайне узкий круг лиц. Верное суждение здесь связано в глубиной внутреннего проникновения. Психолог, который не является мистиком, просто не компетентен в этой области, так как он оперирует только понятиями, опирающимися на ощущения и инеллектуальное понимание... Мистическое проникновение дает совсем другую основу или точку зрения, которая, в соединении с пониманием, имеет чрезвычайную духовную ценность. Таким образом, появляется два источника для концептуального мышления, вместо единственного - чувственного. Область познания получает тройственное деление, вместо двойного. Имеется сфера чистого понимания, или концептуального мышления, основывающаяся как на данных органов чувств, так и на мистическом проникновении. Может случиться, что человек имеет весьма развитый интеллект, что касается оперирования чувственной информацией, но весьма затемненный в его высших фазах. С другой стороны, имеется ощутимый недостаток в носителях сильного интеллекта среди тех, кто хоть в какой-то мере проснулся к высшей фазе понимания, хотя история и демонстрирует ряд блестящих исключений.

В любом случае, афоризм следует воспринимать как материал для размышлений, полученный посредством мистического проникновения. Их проверка в полной мере возможна лишь с перспективы аналогичного проникновения.

 

14. ...Сознавать Время, значит сознавать Вселенную.

Сознавать Вселенную - значит сознавать Время.

Этот афоризм подчеркивает взаимозависимость сознания в форме времени и сознания объектов. Ньютонова механика представила материю, время и пространство как три независимые существования. В современных физических теориях это уже не так. Тем легче сформулировать этот глубокий метафизический принцип. Понятие времени неотделимо от понятия изменения. Далее, нет никаких изменений, кроме тех, что связаны с объектами. Таким образом, сразу ясно, что сознание объектов подразумевает изменения и, следовательно, время существует лишь в связи с объектами.

Должно быть ясно, что афоризм основан совсем не на физической теории, последняя является лишь удачной иллюстрацией.

 

15. ...Реализовать Безвременье - значит достичь Нирваны.

В этой работе термин «реализация» используется в специфическом смысле, чтобы сделать ясным отличие от «ощущения» и «понимания». Два последних термина описывают взаимоотношения между я и объектом, будь то в форме ощутимого объекта или идеи. Термин «реализация» имеет дело с видом сознания, при котором достигается тождество между я и содержанием его сознания. «Реализация» таким образом, это мистическое состояние. Состояние Нирваны это не то, что можно ощущать или о чем можно думать, хотя возможно ощущать и обдумывать символ, который означает Состояние Нирваны, иначе ничего нельзя было бы сказать относящегося к Ней.

Реализацию Безвременья нельзя путать с концепцией мгновения, которая часто упоминается в философии, или с понятием одновременности из механики. Обдумывание понятий всегда есть процесс временной. Здесь я - нечто иное, чем понятие, с которым оно работает. При Реализации я идентично Безвременью. Это не состояние «знания о», а «знание путем тождества». Соотношение с обычным знанием таково: если уподобить все множество понятий и ощущений тонкой поверхности, то состояние реализации - это еще «толщина» в добавок к площади. То есть, добавляется еще целое измерение. Все размышления и ощущения не более, чем ползание по поверхности. Реализация это познание объема.

Достичь Нирваны значит раскрыть источники питания души. Это истинная цель всех религий. Реализовать Безвременье - значит выйти из рамок трагической драмы Времени. Время трагично, так как оно разрушает все объекты и разбивает все надежды. В Состоянии Безвременья нет никакой трагедии, только Блаженство, но это и есть Нирвана.

 

16. ...Но для Внеобъектного Сознания нет различия между Временем и Безвременьем.

В этом афоризме содержится не только еще одно подтверждение независимости Сознания от его содержания. Внеобъектное Сознание выступает здесь символом Того, знание чего может быть достигнуто прямой реализацией. То - выше любых Значений. Другими словами, оно нейтрально по отношению как мышления, так и действия. Оно выше всех относительных ценностей, даже в духовном смысле.

Внеобъектное Сознание порождает все возможности, но само не идентифицируется ни с одной из них. Если и можно подметить какую-то тенденцию Того, то это Его совершенная нейтральность. Все уровни, лежащие ниже, зависят в их существовании и во всех их возможностях от Него.

 

17. ... Во Внеобъектном Сознании лежит зерно Мирового Пространства.

«Пространство» очень общее понятие, так как существует очень много видов пространств. Так, пространство перспективы глаза имеет характеристики, совершенно отличающиеся от таковых для пространства, с которым имеет дело инженер. Последнее близко к эвклидову пространству. Когда-то считали, чтo оно и является реальным пространством, но теперь известны многие другие модели.

В афоризме имеется в виду пространство, в котором, как кажется, все объекты существуют. Широко известны две его разновидности:

а) обычное пространство бодрственного состояния, в котором находятся все объекты, от звезд до электронов.

б) пространство сновидений, в котором расстояние играет совершенно другую роль.

В обоих этих пространствах, по крайней мере пока мы имеем с ними дело в общепринятых рамках, расстояние и количество являются существенными понятиями. Но эти понятия, однако, не присущи пространству, как таковому. В математике, например, пространство вводится как «совокупность степеней свободы».

Пространство следует определить как основу, или поле изменений дифференцированного сознания любого вида. Тогда Мировое Пространство - это основа, на фоне которой проявляются объекты. Нормальная основа пространства бодрственного состояния исчезает во время сна, заменяясь пространством с иными свойствами. Последнее полно объектов, напоминающих пространство бодрственного состояния, но заметно отличающихся от них, так как ими управляют другие законы и соотношения, даже если между ними и обнаруживается какая-то связь.

То, что сознание выше любых видов пространства демонстрируется хотя бы тем, что пространство бодрственного сознания исчезает при простейшем акте засыпания. Пространство сновидений исчезает при обратном переходе. Этот всем известный факт имеет на самом деле выдающееся значение, так как он указывает на проявление глубочайшего принципа на примере этих двух видов пространства. Это - постоянное напоминание того, что человек, как сознающее существо, не ограничен никаким пространством, отвечающим какому-либо частному состоянию сознания, будь то мысль, или действие. Иллюзия ограниченности на самом деле плод самогипноза, возникающего из-за того, что человек определяет себя как субъективный принцип сознания, зависящий от пространственных связей, которые на самом деле справедливы лишь для объектов, включая его собственное тело. В действительности, субъективный принцип сознания поддерживает и заключает в себе вселенную, то есть, справедливо положение, совершенно обратное тому, что обычно предполагается.

 

Мировое Пространство выводится из и зависит от Внеобъектного Сознания.

Последнее объемлет первое, как потенциально, так актуально.

 

18. ... Когда сознание познает Мировое Пространство, тогда рождается знание о Великой Пустоте.

Принцип дополнительного, или обратного познания был обсужден в комментариях к афоризмам 8 и 13. Здесь он не будет более рассматриваться. Наше внимание будет обращено на понятие Пустоты.

Пустота находится в полярном отношении к Мировому Пространству. Последнее, прeждe всего, является космосом, содержащим то, к чему применимо понятие количества или расстояния. Пустота не имеет содержания и к ней эти донятия неприменимы. В математике имеется более подходящее к этому случаю представление о пространстве, как о степени свободы, а не как о чем-то, что разделяет и ограничивает формы.

Прямая Реализация Сознания как Пустоты имеет невыразимо высокую ценность. Это состояние, в котором одинокая душа, наконец, встречает своего «другого» в самом полном смысле этого слова. Символически это можно описать так, как будто единичное я, представлямое отдельной точкой, внезапно превращается в беспредельное пространство, в котором и содержание, и субъект есть «Я», они предстают сплавленными и совместно-протяженными. Обычно это описывается как единство в Богом. Это выражение звучит вполне удовлетворительно, пока не привносятся произвольные толкования. Реализованная Реальность - это присутствие, в смысле погружения в Вечное То. Это окончательное решение всех трагических проблем мира. Это Предельная ценность, по отношению к которой всё сознание, связанное с объектами, имеет лишь инструментальное значение.

 

19. ...Сознавать Мировое Пространство - значит сознавать всю объективную Вселенную.

Этот афоризм утверждает взаимозависимость нашего обычного пространства и содержащихся в нем объектов. Таким обоаэом, имеется отличие от старой ньютонианской точки зрения, будто пространство не зависит от присутствия или отсутствия объектов. Конечно, можно себе представить и такое пространство, но это будет совсем не наше Мировое Пространство. Теория относительности созвучна с этим афоризмом, так как в этой теории утверждается взаимозависимость материи и пространства. Это пространство не есть пустая абстракция, но имеет черты, которые можно рассматривать как свойства субстанции. Таким образом, все формы и «свойства» пространства определяются степенью концентрации вещества в различных его частях. Имеются теории о возможном его расширении или сжатии, или пульсации в связи с соответствующими движениями вещества в нем. Любое такое движение предполагает существование некоей матрицы, на фоне которой оно происходит. В настоящем афоризме эта матрица символизируется Внеобъектным Сознанием. Объективная стадия пульсации соответствует расширению Вселенной, и является состоянием сознания, ориентированным в основном в направлении объектов. Фаза сжатия развивается по мере того, как сознание постепенно отворачивается от объектов. Легче всего это увидеть в процессах макрокосмоса. Но это же самое происходит и в микрокосмосе, то есть в каждом индивидуальном сознании.

 

Хостинг от uCoz